Оценка персонала: качественные, количественные и комбинированные методы
Любой руководитель, имеющий дело с персоналом и заинтересованный в процветании своего дела, перманентно озабочен поиском наиболее эффективных путей приведения своих трудовых единиц к общему знаменателю, что даст повышение эффективности персонала . Хорошим подарком для него была бы инструкция по применению, выданная на всю его команду. Универсальная оценка эффективности персонала, позволяющая увидеть потенциал, трудолюбие, выносливость каждого сотрудника, узнать о том, чем его мотивировать, на что не давить, с кем ставить в паре, а от кого держать подальше. То есть система оценки эффективности персонала помогает увеличить результативность работы самой компании.
А пока психологи, бизнес-практики и специалисты по кадрам продолжают поиски идеального способа оценки персонала , к услугам руководителя остаются многочисленные методы оценки персонала в этой области – не идеальные, но достаточно разнообразные, из которых ему придется собирать свою, самую эффективную для его компании оценочную модель.
В общем виде существующие методы оценки можно подразделить на качественные, количественные и комбинированные.
Качественные
Качественные методы оценки персонала используются, когда все требуемые параметры оценки эффективности персонала и отдельного сотрудника не поддаются количественному измерению. Процедуры качественной оценки персонала подразумевают, что эксперты, в роли которых могут выступать руководители, сотрудники, внешние специалисты, определяют уровень соответствия сотрудника своей должности, эталонному набору характеристик или выбранным для исследования критериям. В числе наиболее распространенных качественных, можно упомянуть метод сравнения с эталоном и метод групповых дискуссий.
Количественные
Используя количественные, специалист сможет подсчитать в количественном эквиваленте уровень выраженности у сотрудника того или иного качества. Количественная оценка эффективности персонала считается более объективной, чем качественные методы, но зато более требовательной к самой процедуре оценки. К количественным методам системы оценки эффективности персонала можно отнести балльные оценки (присваиваемые достижениям или характеристикам работника), метод рангового порядка (расположение сотрудников от лучшего к худшему согласно заданным критериям), графические методы.
Комбинированные
Система оценки эффективности персонала, основанная на комбинированных методах сочетает в себе описательный принцип с количественными характеристиками. К комбинированным методам относятся, например, тесты интеллекта, которые выявляют качественный уровень решения конкретных задач, но подсчитывают результаты с помощью количественных показателей. Такая оценка эффективности персонала позволяет точно определить уровень интеллекта сотрудников, их способностей.
Как правило, действенная модель представляет собой следующее: это синтез разнообразных методик, показавших себя с лучшей стороны и проверенных опытным путём.
Метод оценки персонала «360 градусов»: возможности и ограничения
От теоретических основ перейдём к практике и рассмотрим один из методов оценки персонала более подробно. Метод «360 градусов» - один из самых популярных на сегодняшний день. Как правило, он применяется вместе с другими методиками и в качестве единственного обоснования кадровых решений не используется. Зато эта оценка эффективности персонала позволяет получить качественную информацию о деловых характеристиках оцениваемого сотрудника сразу со всех сторон: в роли экспертов выступают его подчиненные, непосредственное начальство, сотрудники, находящиеся на смежных позициях, нередко клиенты компании и сам оцениваемый сотрудник. То есть, он является необходимым для повышения эффективности персонала. Задача экспертов – оценить характер и степень выраженности перечисленных в анкете качеств конкретного работника. Для этого, как правило, используется пятиуровневая шкала, где пятый уровень – высший уровень проявления качества плюс способность передавать свой опыт другим сотрудникам, а первый уровень – самый низкий, на котором указанное качество никак не проявляется.